Для отображения блока требуется Flash Player 10

$MYINF_31$



вступительные экзамены | обучение | расписание | аннотация курсов | преподаватели english

Московский Городской Психолого-Педагогический Университет
Факультет психологического консультирования

Блок программ повышения квалификации по терапии искусствами
(Информация на сайте МГППУ)

Внимание! С 2016 года программа переходит на формат 2 х годичного обучения и становится программой профессиональной переквалификации

"Интермодальная терапия экспрессивными искусствами"

(500 ак. часов)

(руководитель программы -канд. псих. наук, доцент Варвара В. Сидорова , соруководитель программы - ст. преп. Анна Ю. Гарафеева).

Программа основана в 2005 году по инициативе Варвары В. Сидоровой и при поддержки Анны Ю. Гарафеевой.

Терапия искусствами, что это такое?
Терапия искусствами (creative arts-therapy, arts-therapy) это обширное быстро развивающееся в последнее время направление психотерапии и психологической коррекции, объединяющее в себе различные подходы и самостоятельные дисциплины, среди которых арт-терапия (терапия изобразительным визуальным искусством), танцевально-двигательная терапия, драма-терапия, музыко-терапия, терапия творческим выражением (Expressive arts-therapy).

Терапия выразительными искусствами (Expressive arts therapy) что это такое?

Терапия выразительными искусствами (Expressive arts therapy) это молодое направление терапии искусствами, которое возникло в 70-х годах в США и Европе и сейчас продолжает свое движение по миру. (Ассоциация Терапии Выразительными искусствами) Этот подход не делает акцент специально на каком то одном виде искусств, а использует различные искусства в терапии, веря в то, что живопись, рисунок, скульптура, музыка, танец, поэзия, сказки, драмма и ритуал- это разные дороги к одним и тем же более глубоким аспектам Я, и что использование разных искусств способно пробудить и обогатить язык образов и метафор и выразить то, что часто не может быть выражено в словах.

Это мультимодальный или интермодальный подход, в котором различные арт-модальности взаимодействуют и используются совместно в простанстве терапевтической сессии.

.Как работает?
Основное положение терапии искусствами состоит в том, что арт-процесс - творческий процесс, включающий создание арт-формы (будь то рисунок, танец или музыкальное произведение), наполнение ее содержанием, поведение автора во время творения, конечный продукт отражает индивидуальное развитие, проблемы, интересы, личностные качества и личную силу. Искусство используется также как форма коммуникации и символический язык, дающий внешние формы внутреннему содержанию.
Использование искусства как терапии предполагает, что естественный творческий процесс может разрешить эмоциональные конфликты и усилить самосознание и личностный рост.

Где применяется?
Терапия искусствами имеет широкую область применений и может быть использована и как ведущая, и в качестве вспомогательной терапии, а также как междисциплинарное направление, предлагающее огромные возможности для личностного роста и само исследования через искусство. Это направление может применяться в детской и семейной терапии, при работе с эмоциональными расстройствами, кризисами развития, травмами, ПТСР, Вич-инфецированными, также терапия творчеством успешно применяется в домах сирот, специальных школах, при работе с детьми с ограниченными способностями и их родителями, с больными людьми в госпиталях.
Усиливается современная тенденция применения арт-методов в работах с организациями в целях улучшения групповой коммуникации, творческого решения проблем, как арт-коучинг и др.
При работе с жертвами катастроф (землетрясений, наводнений, пожаров) и терактов арт-методы позволяют работать не только индивидуально, но и на уровне сообщества, путем создания ритуалов.

В чем специфика данной программы?
Данная одногодичная программа дает базовые знания по отдельным направлениям терапии искусствами, таким как арт-терапия и танцевально-двигательная терапия, а также делает акцент на возможности совместного применения разных искусств в терапевтической практике. Данная программа знакомит будущих специалистов с разнообразием подходов в терапии искусствами и снабжает необходимым инструментарием для работы в данной области. Специфика данной программы – интегративный подход. Также особенностью данного курса является обязательные включенные в программу обучения арт-дисциплины, позволяющие студентам и будущим специалистам повысить свой художественный уровень и развить творческие способности.

Данная программа:

  • дает базовые представления о различных направлениях современной терапии искусствами;
  • знакомит участников с тем как различные творческие подходы в психотерапии (арт-терапия, танцевально-двигательная терапия, драма-терапия) могут существовать, дополняя друг друга, в одном терапевтическом пространстве;
  • знакомит с возможностями совместного применения этих методов в психологическом консультировании и психокоррекции.

Что нужно, чтобы стать участником программы?
Необходимо наличие высшего психологического образования или 4-х курсов Вуза по психологии. В некоторых случаях возможен прием желающих, имеющих высшее непсихологическое образование при условии высокой мотивации, наличия опыта работы по данному направлению. В таком случае, им будет рекомендовано пройди дополнительные базовые курсы по психологии и психотерапии в существующих программах в МГППУ.

Желателен опыт собственного творчества в какой-либо дисциплине (музыка, рисунок, живопись, танец, фото, видео-арт, литературные жанры). Наличие какого-либо художественного образования не требуется.

В результате обучения выдается Свидетельство о повышении квалификации в сфере применения методов терапии выразительными искусствами (интегративный подход)
в психологическом консультировании и психокоррекции.

Преподаватели программы :

отечественные и зарубежные специалисты по арт-терапии, танцевально-двигательной терапии, драма-терапии, музыко-терапии и Expressive - art —терапии, которые помимо терапевтической деятельности также ведут интенсивную творческую жизнь в каждом из своих видов искусств, выступая со своими перформансами, выставками, музыкальными и танцевальными проектами на сценах и выставочных залах России и других стран.

 

Вступительные испытания:

Желающим принять участие в программе рекомендуется пройти "Вводный курс" - двухдневный семинар. («Вводный курс» открыт для всех желающих, также для тех, у кого нет намерения обучаться в программе повышения квалификации).Дату ближайшего Вводного курса смотрите в анонсах. Для прохождения вводного курса необходимо заполнитьи прислать нам по электронной почте анкету.

Также необходимо пройти собеседование с руководителями программы для которого необходимо:
- портфолио (желающие обучаться в программе должны продемонстрировать свои артистические способности, представив, в зависимости от жанра, в котором специализируется абитуриент программы, – портфолио с любыми живописными и графическими работами, видеозаписи с перформансом или двигательными импровизациями, либо литературные образцы).
- эссе на тему: "Как моя личная и профессиональная жизнь повлияла на решение пройти обучение в программе повышения квалификации по применению методов терапии выразительными искусствами в психологическом консультировании и психокоррекции?"

Также необходимо представить следующие документы:
1. копию диплома со специальностью «психолог» или выписку о 4-х курс незаконченного образования по специальности «психолог»
2. копию паспорта
3. 2 фотографий 3x4
4. также с МГППУ заключается договор (при подаче документов)
5. после прохождения вводного курса и вступительных экзаменов – квитанцию об оплате (реквизиты будут указаны позднее)

Как будет проходить обучение:

Обучение планируется проводиться в 2 семестра – осенний, весенний семестры. Занятия в выходные и вечернее время. Занятия разбиты по блокам на 3 дня (вечер пятницы, суббота и воскресенье в среднем один раз в месяц).

Летний семестр предполагает участие в семинарах иностранных ведущих и оплачивается отдельно, и за него участники получают отдельные сертификаты. Участникам программы предоставляется скидка. Для них проводится углубленная программа.

Что еще необходимо?
Также рекомендуется прохождение личной терапии (список терапевтов, работающих в данной парадигме – прилагается) и практикум с супервизионными группами.
Индивидуальная терапия – 30 часов.( рекомендуемое колво часов)
Для удобства обучающихся оплата может проводится в рассрочку по безналичному рассчету. Средняя стоимость одного уикэнда - 6500 руб. Стоимость программы -58500 руб.

Всего количество часов - 230 часов- 1 год (без учета летнего семестра и индивидуальной терапии).

Летний практический интенсив с иностранными специалистами (о семинарах текущего года смотрите в анонсах)

Состоялись семинары по:

  • Музыко-терапии (ведущий Грехем Дикерсон - Нидерланды)
  • Драмма-терапии (ведущий Кит Лоринг – Англия)
  • Интермодальной терапии искусствами(ведущая Жанна Голдфайн – США)
  • Интермодальной терапии искусствами (ведущая Саша Брукер - США)
    Более подробно смотрите в отчетах. \

Аттестационные мероприятия.

В конце обучения слушатели должны будут продемонстрировать фрагмент работы с использованием интегративного подхода в терапии выразительными искусствами, а также продемонстировать свои художественные навыки в совместном выпускном перформансе на открытой сцене.

ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ Свидетельства о повышении квалификации :

•  По окончании Программы состоится экзамен. На экзамен допускаются участники программы, посетившие не менее 75% семинарских часов.

•  Прохождение личной терапии (30ак.ч.) у рекомендованных психотерапевтов, работающих в данной парадигме. Список психотерапевтов будет выдан.

.В результате обучения выдется Удостоверение о повышении квалификации в сфере применения методов терапии выразиетльными искусствами в психологическом консультировании и психокоррекции.

Расписание

Внимание -это примерное расписание занятий, рассписание на текущий год появится осенью 2014

Расписание занятий
программы повышения квалификации «терапия выразительными искусствами - 1 ступень»

(1-ый семестр 2014 г)

Даты проведения

Дисциплина и ведущий

Место

12,13,14 сентября

Вводный курс

центр АртДОм

26,27,28 сентября

"Техники работы с изобразительными матералами и история искусств" В.В. Сидорова

Введение в танцевально-двигательную терапию Гарафеева А.Ю.

МГППУ ( ауд.408)

17-19 октября

 

 

 

"Техники работы с изобразительными матералами и история искусств" В.В. Сидорова

Введение в танцевально-двигательную терапию Гарафеева А.Ю.

"Введение в арт-терапию" В.В. Сидорова

МГППУ ( ауд.408)

14-16 ноября

"Техники работы с изобразительными материалами и история искусств""

Введение в арт-терапию" В.В. Сидорова

МГППУ ( ауд 408)

5-6 декабря

"Техники работы с изобразительными материалами и история искусств"" Сидорова В.( 5 часав)

«Дидактическая психотерапия» ( вед. В.Сидорова, А.Гарафеева- 5 часов)

"Интермодальная терапия искусствами" (Сидорова В.В., Гарафеева А.Ю. -10 часов)

МГППУ ( ауд.408)

24-26 января

Зачет по курсам «Введение в арт-терапию» и «Техники работы с изобразительными материалами и история искусств»

Зачет по курсу «Введение в Танцевально-двигательную терапию» и «Танцевальная импровизация»

"Арт-терапия с детьми"Смирнова С.С.
МГППУ ( ауд. 408)

12,13,14

февраля

«Арт-терапия с детьми» (вед. Смирнова С.С.)– 14 часов

«Танцевальная импровизация» 10 часов( вед.Гарафеева А.Ю)
 

13, 14 марта

«Танцевальная импровизация» 10 часов( вед.Гарафеева А.Ю) «Арт-терапия с детьми» (вед. Смирнова С.С.)– 10 часов

 

МГППУ

2, 3, 4 апреля

«Перформанс и инсталляция» (вед. Е. Морозова)-4 часа

«Фото арт» ( Вед. В. Быстров)-20 часов
МГППУ

23, 24, 25 апреля

«Перформанс и инсталляция» (вед. Е. Морозова)-24 часа МГППУ

14,15,16 мая

«Интермодальная терапия искусствами» (вед. В.Сидорова, А.Гарафеева- 14 часов)

«Дидактическая психотерапия» ( вед. В.Сидорова, А.Гарафеева)- 10 часов) Экзамен-перформанс

МГППУ

Занятия будут проходить по пятницам с 18 00 до 21 30, по субботам и воскресеньям с 10:00 до 18:00. Внимание: Расписание может изменяться

Краткие аннотации курсов

1. Введение в арт-терапию – Курс является вводным курсом в профессию терапевта посредством выразительных искусств по специализации – арт-терапия (работа с изобразительными материалами, рисунок, глина) и призван расширить технический и теоретический арсенал практикующих и готовящихся к практике психологов и психотерапевтов, обогатив его техниками и методами арт-терапевтического.

2. Введение в танцевально-двигательную терапию – Курс посвящен основам танцевально-двигательной терапии, знания и навыки в области которой необходимы студентам для дальнейшего изучения интермодального подхода в терапии выразительными искусствами. Студенты познакомятся с основными принципами, методами и техниками работы, получат представление о возможностях психотерапевтического использования движения/танца в индивидуальной и групповой работе, а также в работе с различными темами.

3. Перформанс и инсталляция в арт-терапии - В результате обучения студент получит базовые представления и личный опыт использования новых форм современного искусства (перформанса, инсталляции, боди-арта) в арт-терапии и шире – психотерапии и терапии творческим выражением.

4. Арт-терапия с детьми - В результате обучения студент получит базовые представления о применении арт-терапевтических методов в области детской и семейной психотерапии, а также конкретные навыки работы с наиболее часто встречающими темами в детско-родительском консультировании.

5.Интермодальная терапия искусствами - Курс является одним из курсов программы, посвященных интегративному подходу в терапии искусствами, и демонстрирует возможности совместного применения в индивидуальном и групповом психологическом консультировании двух искусств: танца и лепки из глины. Студенты познакомятся с концепцией «эстетического отклика», освоят способы и техники работы с различными темами: «базовые эмоции», «стратегии коммуникации», «образ тела», «работа с ресурсами».

6. Основы танцевальной импровизации – Курс (в рамках арт-студии) направлен на изучение основ импровизационного движения и танца, развитие навыков чувствования и владения своим телом, выражение и оформление внутренних импульсов движения в импровизационном танце. Отдельное внимание будет уделено теме образа в импровизации, спонтанности и исследованию связи ощущений тела и возникающего движения. В результате участники курса создадут свой сольный танцевальный перформанс, а также примут участие в ансамблевой импровизации.

7. Техники работы с изобразительными материалами и история искусств - Курс (в рамках арт-студии) посвящен расширению творческих возможностей и приобретению навыков в работе с изобразительными материалами (бумага, пастель, глина).Краткий экскурс в историю искусств.

8. Фото и видеоарт - (в рамках арт-студии) В ходе курса студенты работают над фото-видео серией, определяя свою персональную тему, и раскрывают ее посредством современных художественных стратегий. Проекты могут быть ориентированы на создание видео- и фото-инсталляций, или на применение полученных умений в арт – терапии.

10. Дидактическая психотерапия – курс призван помогать студентам глубже обращать внимание на личностные изменения в ходе обучения терапии выразительными искусствами.

Сведения о преподавателях

1. Быстров Владимир Иванович - художник, выпускник Санкт-Петербургской Театральной Академии, старший преподаватель института инновационных программ и повышения квалификации работников культуры «Интерстудио»

2. Гарафеева Анна Юнусовна – дипломированный психолог (ЯрГУ), танцевально-двигательный терапевт (диплом Института Практической Психологии и Психоанализа), пластическая актриса театра «Школа Драматического Искусства» А.А.Васильева. Окончила Институт Психодрамы и Ролевого Тренинга (под руководством Е.В.Лопухиной), и программу «Соматическая терапия психической травмы» (руководитель Е.С.Мазур). и др.

3. Морозова Елизавета Алексеевна – канд. псих. наук, психолог, психотерапевт, исследователь психологии современного искусства. Закончила с отличием факультет педагогики и психологии МПГУ им. Ленина (1995), ЦФ СПАТИ «Интерстудио» (филиал ЛГИТМиКа, С-Петербург (2000). Сертификат Institute for Psyshodrama, Cologne, Germany, director – Ella May Shearon, Ph. D (1996), обучение арт-терапии при Арт-терапевтической Ассоциации (СПб., 1997). Автор статей по арт-терапии и психодраме. Художник, автор перформансов и инсталляций. Участница более 120 выставок в России и за рубежом.

4. Смирнова Светлана Сергеевна - выпускник МПГУ им Ленина, психодрамматист, арт-синтезтерапевт, практикующий психолог, преподаватель кинезиологии, оргконсультант.

5. Сидорова Варвара Владимировна – руководитель программы, канд. псих. наук, психолог, преподаватель психологии, (МГУ), арт-терапевт, (ArtsEase International Institute Derby, Англия- 2 уровня подготовки по направлению «Интегративная арт-терапевтическая практика»),проходила обучение по процессуальной терапии (Московский Институт Процессуальной Терапии- рук. Е. Романченко), по системной семейной терапии (Институт Системной семейной терапии - рук.М. Бебчук) и др. Член Профессионально-творческого союза художников и графиков с 1995 г, участник выставок.

 

Получить более подробную информацию и записаться на участие в программе Вы сможете по телефонам:
586-75-45, 632-92-12,
8-916-976-72-73 varvarasi@mail.ru - Варвара В. Сидорова
8-926-591-11-28 garafeeva@pisem.net - Анна Ю. Гарафеева
или artstherapy@mail.ru

ENGLISH

Moscow University of
Psychology and Pedagogics
Department of Psychological Consultation

A 1 year Continuing Education Program for Psychologists and Psychotherapists  

Expressive Arts Therapy

(Intermodal approach)

What is Expressive Arts Therapy?

Expressive Arts Therapy is a direction in psychotherapy and psychological correction that includes different creative arts approaches and disciplines, such as art therapy, dance therapy, music therapy, drama therapy, dance and movement therapy, etc.

How does it work?

The main premise of Expressive Arts Therapy is that the creative process as a whole - including the creation of an art piece (a drawing, a dance or a musical composition), the artist's experience, and the final product - reflects and transforms the individual's development, strength, problems, and the way he/she relates to the world. The art is also used as a form of communication and as a symbolic language giving external form to the internal content. Using arts as a form of therapy suggests that the natural creative process can resolve emotional conflicts and reinforce self-awareness and personal growth.

Where can it be applied?

  • - Child and family therapy
  • - With clients with emotional disorders, developmental crises, trauma and PTSD
  • - With HIV-positive clients
  • - In institutions for orphans and in special schools,
  • - With children with special needs and their parents
  • - With patients in clinics;
  • - With organizations, in order to improve the communication inside the group,
  • - In problem solving, art coaching etc.,
  • - With victims of catastrophes (earthquakes, conflagrations, inundations) and terrorist acts.

Program Overview: /220 hours /

  • Gives basic knowledge about the development of contemporary Expressive Arts Therapy;
  • Explores how different creative approaches to psychotherapy (art therapy, dance and movement therapy; drama therapy, music therapy, etc.) can co-exist and complement each other in the same therapeutic space;
  • Introduces the ways of applying these methods in psychological counseling and psycho- correction

Program Instructors :

Russian and foreign specialists in art therapy, dance and movement therapy, drama therapy, music therapy and Expressive Arts Therapy.

All program instructors are practicing psychotherapists and artists who present their work to the public on stages and in art galleries in Russia and in other countries through performances, personal art exhibitions, music and dance projects.

Program Details

  • The art disciplines (dance improvisation, working with clay and collage, photo and video-art) are taught in “Art Studio” format and permit students and specialists to improve their artistic skills and develop their creative abilities.
  • Special part of the program is dedicated to the application of contemporary art modalities (such as performance, video and installation) in Expressive Arts therapy.

Course descriptions:

1. Introduction to art-therapy - this course gives an overview of the main directions and forms of contemporary Art Therapy, and the theories upon which it is based . As well, it offers an introduction to techniques and methods of the approach which can be used in individual and group therapy.

2. Introduction to Dance and Movement therapy – includes information about the main principles, methods and techniques of the work and about the possibilities of psychotherapeutic use of movement/dance in individual and in group therapy involving different themes.

3. Performance and Installations in Art Therapybasic conceptions and personal experience in using new forms of contemporary art (performance, installations, body-art) in EXAT and psychotherapy.

4. Art Therapy With Children – the basic ideas of applying art-therapeutic methods in the field of child and family therapy, and the concrete skills of the most commonly evolved themes in the child-parent consultations.

5. Introduction to Intermodal Approach – an experience of applying two art modalities (clay and dance/movement) at the same time in individual therapy or in group sessions.

6. Foundations of Dance Improvisation – foundations of improvised movement and dance, development of sensation skills, knowledge of the body and its movement abilities.

7. Techniques of Using the Art Materials – widening of creative abilities and acquisition of new skills in work with art materials (paper, pastels, watercolors, clay, collage, etc.).

8. Photo and Video Art – creation of installations and learning to apply the acquired knowledge in therapy .

9. Didactical Psychotherapy (Core group)

Program Instructors:

1. Bystrov Vladimir Ivanovich – an artist, graduate of the Theatrical Academy of Saint Petersburg, senior teacher at The Institute of Innovative Programs and Continuing Education in Culture (“Interstudio”).

2. Garafeeva Anna Yunusovna – practicing psychologist, graduate in the Yaroslavl State University , Dance and Movement therapist (certificate from the Institute of Practical Psychology and Psychoanalysis), actress at the “A.A. Vasiliev School of Dramatic Art” theatre.

3. Morozova Elizaveta Alexeevna – practicing psychologist, psychotherapist, PhD in psychology, researcher of the psychology of contemporary art. Graduated with honors from the Lenin Moscow State University of Pedagogies (1995) and from CF SPATI “Interstudio” (a branch of the St. Petersburg Institute of Culture, 2000). Elizaveta has a certificate from the Institute for Psychodrama (Cologne, Germany, 1996), is an author of articles in art therapy and psychodrama, and an artist and creator in the field of performance-art and installations.

4. Smirnova Svetlana Sergeevna - practicing psychologist, graduate of the Lenin Moscow State University of Pedagogigs, psycho dramatist, art-synthesis-therapist and a practicing psychologist.

5. Sidorova Varvara Vladimirovna – Program Director, practicing psychologist, teacher of psychology, PhD in psychology, art-therapist (ArtsEase International Institute Derby, England, 2 nd level of skills in the direction of «Integrative Arts-therapeutic Practice»), a member of professional-creative union of artists and graphic artists.

  International Faculty : Kit Loring (UK ), Sally Brucker( USA), Mukti Khanna (USA) etc.

 

  The Program accepts applicants with a psychological educational background. Personal experience with any art modality (art, theatre, music, dance, photography, video, writing, etc.) is highly desirable.

Entrance Examinations include:

 

  • By the beginning of the program every student must pass the course “Introduction to Expressive Arts Therapy” (May and September)
  • Personal Interview with every candidate
  • Portfolio (personal paintings, graphic works, literary works , videotapes of performances or movement improvisation, etc.)
  • Personal essay describing your reasons for wanting to participate in the program.

  The training takes place on weekends once or twice a month in form of lectures and practical seminars, and includes individual work with every participant of the program.

At the end of the training students will receive:
a certificate of advanced qualification in the application of Expressive Arts Therapy methods in psychological counseling and psycho correction.

 

For more information and registration ,
please visit
www.artstherapy.ru , or contact:

  Varvara Sidorova

( 7495) 586-75-45, varvarasi@mail.ru

  Anna Garafeeva

,garafeeva@pisem.net



Московский Сайт Терапии Искусствами ©2012, 586-75-45 , 8-916-976-72-73, artstherapy@mail.ru